24 июля. ФИНМАРКЕТ - Банк России проводит мониторинг исполнения доведенных до участников страхового рынка рекомендаций по организации дистанционных и онлайн-продаж, сообщила сегодня замруководителя Службы Банка России по защите прав потребителей Елена Ненахова, выступая на форуме страховых технологий и инноваций.
Такие методические рекомендации о корректном предоставлении финансовых продуктов в дистанционных каналах ЦБ впустил в конце 2024 года.
"В целом сами страховщики и маркетплейсы демонстрируют добросовестные практики, достаточно неплохо раскрывают информацию о страховых продуктах. Однако мы видим и примеры недобросовестных практик", - сказала представитель регулятора.
В настоящее время ЦБ обсуждает с участниками страхового рынка практику исполнения рекомендаций: "Общаемся со страховыми организациями, по итогам примем решение, нужны ли будут какие-то законодательные изменения или изменения в нормативные акты. Пока мы придерживаемcя формы мягкого регулирования, смотрим как рынок следует за нашими рекомендациями".
До сих пор, констатировала Ненахова, регулятор выявляет в дистанционных каналах практику применения "автогалок". При этом она усложняется, запутывая клиента.
К примеру ,"клиенту изначально предполагают согласие либо с какими-то условиями, либо с документами. Мы видим разные формы этого согласия, в том числе согласия в сочетании с отрицанием, когда потребитель выражает согласие через отказ от приобретения. Есть предустановленные несогласия, то есть клиенту нужно заранее снять отметку о том, что вы соглашаетесь на приобретение. Даже мы видим примеры двойного отрицания, когда, проставляя отметку, потребитель выражает несогласие с отказом от приобретения", привела примеры представитель ЦБ.
Кроме того, регулятор выявляет примеры в дистанционных продажах, когда покупателю достаточно сложно найти документы, на которые идет ссылка. "Допустим, вы покупаете одну услугу, а, например, для изучения условий страхования вам нужно пройти 10 кликов и потратить дополнительные усилия, чтобы найти, где все-таки размещены эти нужные документы, которые раскрывают то, что вы покупаете".
Ненахова добавила, что при продаже полисов Е-ОСАГО "есть и хорошие практики, но есть и те практики, которые мы бы считали необходимым исключать".
Во-первых, "не всегда на маркетплейсах можно легко купить полисы на разные виды транспортных средств -полис на грузовик, автобус, полис для такси", сообщила она. Во-вторых, "не всегда есть возможность выбрать срок страхования, например, более короткий - от одного дня до трех месяцев", что четко предусмотрено законом об ОСАГО.
"Соответственно, мы обсуждаем с участниками рынка, с Всероссийским союзам страховщиков (ВСС) эти примеры, видим, что в принципе они готовы устранять недостатки в дистанционных страховых продажах", заключила Ненахова.
В ходе выступления она напомнила, что с 1 сентября 2025 года в РФ вступают в силу поправки в закон о защите прав потребителей, согласно которым "у нас в любом продукте будет запрещено автоматически выражать согласие потребителей на оформление дополнительных услуг".
В преддверии вступления в силу изменений в закон ЦБ "направлял страховому сообществу письмо о необходимости своевременно налаживать клиентские пути в соответствии с требованием нового законодательства", сказал она.