Выберите действие
avatar

ОБЗОР: Классический банкинг пошел в законодательную атаку на маркетплейсы

0
41 просмотр

Спор между банками и маркетплейсами, оказывающими финансовые услуги через свои дочерние структуры, вступил в новую фазу. От публичных выступлений с критикой нынешнего положения вещей, создающего ситуацию регуляторного арбитража, классический банкинг перешел к законодательным инициативам.

Альфа-банк, один из самых активных участников дискуссии по теме арбитража с "дочками" маркетплейсов на недавнем Финансовом конгрессе ЦБ, подготовил законопроект, вносящий поправки в ФЗ "О банках и банковской деятельности" и "О национальной платежной системе", сообщил "Интерфаксу" источник, знакомый с документом. Законопроект вводит требования к предложению банковских услуг, в том числе по оплате товаров, работ и услуг на цифровых платформах, занимающих доминирующее положение. Одна из инициатив - запрет на недобросовестную конкуренцию при проведении расчетов на маркетплейсах.

Минфин, куда поступила законотворческая инициатива крупнейшего частного банка РФ, на прошлой неделе провел совещание с участниками рынка, предварительно разослав им текст проекта, сказал собеседник агентства. В Минфине "Интерфаксу" подтвердили факт проведения совещания.

Целью встречи, по словам одного из участников, был обмен мнениями между банками и платформами. По итогам совещания Минфин 22 июля направил участникам свою позицию, в которой не поддержал предложенные поправки и заявил о необходимости дополнительной проработки вопроса с другими ведомствами, в том числе ЦБ, Минэкономразвития и Минпромторгом, сообщил "Интерфаксу" один из участников участник встречи.

ИЗМЕНЕНИЯ В РЕГУЛИРОВАНИИ

Конкретные цифровые платформы (маркетплейсы) в законопроекте не указаны, однако в пояснительной записке к документу приводится оценка Федеральной антимонопольной службы, согласно которой две крупнейшие площадки занимают доминирующее положение на рынке с долей около 80%. Глава ФАС Максим Шаскольский в начале января 2024г заявлял, что такая доля приходится на Wildberries и Ozon (оба имеют свои дочерние банки и микрокредитные компании). Представители обеих площадок подтвердили свое участие в совещании.

Согласно пояснительной записке к проекту, значительную часть финансовых услуг на крупнейших маркетплейсах оказывают связанные с ними банки за счет установления дифференцированных цен на товары в зависимости от способа оплаты, эмитента карты. "Это ущемляет права потребителей в связи с отсутствием у них возможности выбрать услуги сторонних поставщиков (воспользоваться картами других банков, чтобы приобрести товар по сниженной цене), заставляет потребителя оформить дополнительный продукт, который зачастую не несет для покупателя дополнительной ценности, кроме получения товара по сниженной цене (скидки на товар)", - сказано в записке.

Кроме платежных сервисов, крупнейшие маркетплейсы, а также связанные с ними компании предлагают потребителям другие услуги, в том числе кредиты, депозиты и сервисы рассрочки. При этом потребителю не предоставляется доступ к аналогичным услугам других поставщиков. Это ведет к снижению уровня конкуренции, нерыночному ценообразованию и установлению невыгодных условий для потребителей, отмечается в пояснительной записке.

Законопроект запрещает монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию при осуществлении расчетов и размещении информации о банковских услугах на цифровых платформах, а также запрещает действия или бездействие, которые приводят к указанию на платформе различных цен на один и тот же товар в зависимости от способа оплаты.

Документ обязывает платформы предоставлять равный доступ к банковским услугам и обязывает информировать о возможности получения аналогичных банковских услуг у других поставщиков, не связанных с маркетплейсами.

ПОЗИЦИИ УЧАСТНИКОВ

Маркетплейсы считают законопроект дискриминационным, так как запреты не распространяются на платформы, которые входят в экосистемы банков. Скидки на платформах, по мнению Ozon, являются инвестициями в лояльность и аналогичны партнерским программам, которые есть у банков.

"Мы не раз заявляли, что скидки, которые видят клиенты Ozon Банка на маркетплейсе, это не бесплатная опция, а инвестиции в лояльность наравне с аналогичными инструментами других банков и экосистем, например, такими как кешбэки и партнерские бонусные программы. Предлагаемое к рассмотрению одним из крупных банков ограничение создает дискриминационные условия, так как будет регулировать лишь часть игроков и создавать для остальных неконкурентное преимущество в использовании схожих механик", - заявили "Интерфаксу" в пресс-службе Ozon.

Аналогичную позицию занимает Wildberries&Russ.; По ее оценке, предлагаемые законопроектом запреты для отдельных компаний выглядит дискриминационными, в то время как их прямые конкуренты продолжат применять аналогичные практики.

"Инициатива не затрагивает ни маркетплейсы, входящие в банковские экосистемы, ни иные инструменты лояльности помимо скидок - например, кешбэки и бонусные программы, которые предоставляются банками на собственных и партнерских площадках. Такой подход приведет к перекосам как на рынке e-com, так и на рынке платежных услуг, поскольку крупные банки и их экосистемные сервисы получат неконкурентное преимущество", - заявили "Интерфаксу" в пресс-службе компании.

В Wildberries&Russ также отметили, что принцип недискриминационного доступа к платформам дублируется в законе о платформенной экономике, который Госдума приняла во втором и третьем чтениях 22 июля.

При этом в Ozon добавили, что компания предоставляет клиентам все популярные способы оплаты, также сотрудничает с несколькими банками, например, в части автокредитования. "Мы готовы к продуктивному разговору с регулятором и всеми заинтересованными сторонами в случае необходимости", - сказали в Ozon.

"Wildberries уже предоставляет своим клиентам и продавцам доступ к широкому ряду сервисов от разных финансовых организаций (к страховкам, рассрочкам, частным платежным сервисам и т.д.) на коммерческих основах. Это подтверждает, что цифровые платформы и так открыты к сотрудничеству в рамках двусторонних соглашений", - сообщили , в свою очередь в Wildberries&Russ.

Помимо лидирующих с отрывом Wildberries и Ozon заметными игроками на e-com рынке выступают "Яндекс", а также Сбермаркет, который входит в экосистему Сбера. У Альфа-банка есть маркетплейс "Альфа-Маркет", доступный только для владельцев карты банка.

В Сбербанке считают, что цена на товары должна быть одинаковой для покупателей вне зависимости от того, картой какого именно банка платит клиент. "Мы считаем важным, чтобы по маркетплейсам соблюдались всё те же законодательные нормы, которые есть везде. В частности, закреплено, что вне зависимости от способа и формы оплаты цена для гражданина должна быть одинаковой. Если вы покупаете товар в магазине, то не важно какой картой платите - цена остается такой же. Мы считаем, что и на маркетплейсах цена товара не может быть обусловлена выбором платежной карты конкретного банка", - заявили "Интерфаксу" в пресс-службе Сбера.

По мнению банка, для поощрения клиентов есть программы лояльности с начислением кешбэков, что является общепринятой механикой. "Тем более, практически невозможно проверить является ли скидка скидкой, или это банальное перечеркивание цен", - отметили в Сбере.

Банки ранее обращались к ЦБ с просьбой устранения регуляторного арбитража и выравнивания условий конкуренции между классическими банками и банковскими "дочками" маркетплейсов. Глава департамента национальной платежной системы ЦБ Алла Бакина в кулуарах Финансового конгресса сообщала, что вопрос ценообразования в этом случае относится скорее к регулированию ФАС.

ФАС в конце мая заявила, что подробно изучает практику ведущих компаний интернет-торговли по предоставлению скидок за счет собственных средств на предмет ее соответствия требованиям антимонопольного законодательства.

Поделись своим мнением

 
ООО "Профинансы ИТ решения"
Юридический адрес: 123112, Российская Федерация, г. Москва, Пресненская набережная, д.12, этаж 82, офис 405, помещение 4
ОГРН: 1227700402522
ИНН: 9703096398
КПП: 770301001
Расчётный счет 40702810710001115701
Корреспондентский счет 30101810145250000974
БИК банка 044525974
Банк АО "ТИНЬКОФФ БАНК"
Информация на данном сайте представлена исключительно для ознакомления и самостоятельного анализа инвестором. Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Не является рекламой ценных бумаг определенных компаний. Графики стоимости ценных бумаг отражают историческую динамику цены и не могут быть гарантией доходности в будущем. Прошлые результаты инвестиционной деятельности не гарантируют доходность в будущем. Числовые показатели взяты из официальных финансовых отчетов представленных компаний. ООО «ПРОФИНАНСЫ ИТ РЕШЕНИЯ» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае использования представленной на сайте информации в своей инвестиционной стратегии, покупки и продажи указанных на сайте ценных бумаг.