28 июля. ФИНМАРКЕТ - Реформа системы выплат в ОСАГО в натуральной форме - в виде авторемонта - увеличит долю таких возмещений в общем объеме выплат в 3-4 раза, с 5% до 15-20%, такой прогноз привел "Интерфаксу" в ходе интервью президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев.
Президент РСА сообщил, что автостраховщики не рассчитывают на пересмотр базовых тарифов в ОСАГО в сторону повышения в связи с реформой выплат в натуральной форме.
Законопроект с поправками о реформе натуральных выплат был внесен в Госдуму РФ депутатами в ходе весенней сессии 2025 года и прошел первое чтение. Рассмотрение во втором чтении перенесено на осеннюю сессию.
"Это основной законопроект в сфере страхования в настоящее время в работе комитета по финансовому рынку Госдумы РФ", - сообщил агентству глава комитета Анатолий Аксаков.
Нововведение, согласно проекту поправок, связано с возможностью для потребителей получения страхового возмещения по ОСАГО в два этапа в случае выплаты в натуральной форме. После получения первой части выплаты деньгами и после организации авторемонта своими силами по своему усмотрению, автовладелец сможет получить от страховщика вторую часть выплаты деньгами же, рассчитанную в пределах износа автомобиля по договоренности со страховщиком. Согласно текущей редакции закона об ОСАГО, денежная выплата рассчитывается с учетом износа транспортного средства, который может доходить до 50%.
По словам Уфимцева, "с началом реформы человек сам сможет выбирать станцию и порядок авторемонта по своему усмотрению. Допустим, после ДТП ремонт оценен в предельную сумму имущественного лимита по ОСАГО - 400 тыс. рублей, но с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте, размер выплаты может составить 200 тыс. рублей. Он получил выплату в размере 200 тыс. рублей, затем идет и ремонтирует автомобиль. Дальше может произойти две ситуации.
Первая ситуация - 200 тыс. рублей на ремонт хватило, поскольку водитель использовал, например, более дешевые бывшие в употреблении запасные части (а все праворульные только так и ремонтируются за неимением альтернативы). Никакой доплаты не будет. В такой ситуации обращение к страховщику за доплатой не потребуется.
Вторая ситуация. Отремонтировался, но денег не хватило. Автовладелец может рассчитывать на доплату, размер которой ограничен размером износа и лимитом выплаты по договору ОСАГО, т.е. в данном примере максимальный размер доплаты составит 200 тыс. рублей (при подтверждении затрат на организованный своими силами авторемонт и с учетом цен в справочниках ОСАГО). Сумму сверх лимита выплаты ОСАГО он оплачивает СТО сам".
Глава РСА сообщил, какие условия должны быть соблюдены автовладельцем для получения второй части выплаты в виде ремонта автомобиля: "Первое - после получения страховой выплаты ремонт должен быть осуществлен в период не более 9 месяцев, чтобы люди не пришли ремонтироваться через два года. Второе - владелец транспортного средства должен скрытые повреждения, обнаруженные в ходе авторемонта СТОА, обязательно показать страховщику. В противном случае речь пойдет об оплате только тех повреждений, которые зафиксированы в первичной экспертизе".
Нынешнее положение дел с выплатами в виде авторемонта в ОСАГО никого не удовлетворяет, подчеркнул Уфимцев в ходе беседы.
Коллизия складывается такая, привел пример глава РСА: "Автовладелец после ДТП рассчитывает на возмещение по ОСАГО в натуральной форме, идет к страховщику для решения этого вопроса. А тот ему в ответ: "К сожалению, я направил запрос на станцию авторемонта, с которой у меня заключен договор. Она сообщает, что не может выполнить ремонт в течение 30 дней, отведенных законом об ОСАГО". Ситуация может выглядеть иначе - у страховой компании нет договора со станцией, на которую в принципе можно направить автомобиль на ремонт. То есть в законе предусмотрено, что страховщик по закону об ОСАГО обязан организовать выплату в натуральном виде, но выполнить это невозможно - нет подтверждения от автосервиса на проведение ремонта или вообще нет договоров со станциями, потому что станции не обязаны заключать такие договоры со страховщиками", - пояснил президент РСА.
Сложившимися противоречиями в сфере авторемонта в ОСАГО активно пользуются автоюристы, которые зарабатывают на противоречиях норм закона реалиям, сложившимся в последние годы в сфере авторемонта, отметил Уфимцев. Задуманная законодателями реформа лишает их основания для масштабирования такого бизнеса в стране.