Мари Маннес
СКИ, Норвегия (Рейтер) - Как и многие норвежцы, Эспен Лишольм в настоящее время не является поклонником Илона Маска, неудобно с его переходом в правую политику.
Тем не менее, ему нравятся автомобили Маска.
"Честно говоря, иметь Tesla - это своеобразное двусмысленное ощущение", - сказал Лишольм, который купил Model Y в мае - свою третью новую Tesla менее чем за десять лет.
Политика Маска - он помог финансировать победу Дональда Трампа на выборах в США в прошлом году и поддерживал европейские крайне правые партии - вызвала яростное негодование потребителей.
Но в то время как эта ярость привела к актам вандализма против автомобилей Tesla и дилерских центров, а также заставила некогда лояльных клиентов, особенно в Европе, отказаться от бренда, продажи в крошечной Норвегии бурлят, по крайней мере пока.
"Я действительно думал о всем, что происходит с компанией и брендом", - сказал Лишольм, который работает в компании по автомобильным технологиям в городе Тронхейм.
"Но дело действительно в инфраструктуре зарядки и безупречной технологии автомобиля. Никто даже близко не подходит".
В первой половине этого года, когда продажи Tesla упали более чем вдвое в Германии, Швеции, Дании и Нидерландах, они выросли на 24% по сравнению с прошлым годом в Норвегии, сделав эту страну с населением 5,5 миллионов человек вторым крупнейшим европейским рынком компании.
Ни Tesla, ни Маск не ответили на запросы Рейтер.
Интервью Рейтер с норвежскими владельцами Tesla, а также с экспертами отрасли электромобилей подчеркивают 12-летние отношения между Норвегией и производителем автомобилей, которые, несмотря на недавние признаки напряженности, породили лояльность к бренду и обеспечили защиту от негативных последствий.
"Во многих отношениях можно сказать, что Норвегия помогла построить Tesla", - сказала Кристина Бу, генеральный секретарь Норвежской ассоциации электромобилей.
"Все в Норвегии знают кого-то, кто владеет Tesla", - сказала она. "Это более персонально".
'НОРВЕГИЯ - ЛУЧШАЯ СТРАНА'
Хотя Норвегия мала - ее рынок представлял менее 12% европейских продаж Tesla в первой половине года и крохотная часть глобальных доходов компании - она имеет символическое значение для бренда.
Она стала первой страной за пределами Северной Америки, которая получила флагманский электромобиль Tesla, Model S, в 2013 году. И компания помогла превратить Норвегию в мирового лидера по принятию электромобилей.
Tesla построила свою первую сеть Supercharger за пределами Северной Америки в Норвегии, привлекая новых клиентов обещанием огромной сети быстрых зарядных станций для их электромобилей.
В ответ Норвегия предоставила Tesla глобальную площадку для ее технологий, и Маск, когда-то постоянный гость в стране, похвалил политику поддержки электромобилей правительства.
"Норвегия - лучшая страна", - написал он в 2022 году в Twitter, социальной платформе, которую он купил и позже переименовал в X.
Model S быстро стал лидирующим по продажам автомобилем в Норвегии, где электромобили сейчас составляют 94% всех новых продаж автомобилей.
В 2021 году Tesla заняла звание ведущего автомобильного бренда в стране и составила от 11% до 20% от общего числа новых регистраций автомобилей в каждом из последних пяти лет.
Однако это доминирование теперь подвергается сомнению.
Volkswagen временно занял первое место в первом квартале. Предложение электромобилей Volvo Cars также быстро завоевывает сердца норвежских водителей.
И китайские производители, включая BYD, XPeng и бренд MG компании SAIC Motor, вместе завоевали долю 12,3% новых продаж в июне.
БОЙКОТ ДЛЯ СПАСЕНИЯ
Пока Tesla успешно отражает растущие угрозы своему лидерству в Норвегии и преодолевает популярное недовольство по отношению к генеральному директору Маску.
Новые регистрации Tesla снизились на 4% в прошлом году, а в начале 2025 года продажи были заметно снижены.
Но норвежцы схватились за обновленный кроссовер Model Y SUV от Tesla, который вышел в марте, а также за более дешевую версию, выпущенную в мае.
"Иметь удобную эксплуатацию, иметь автомобиль, который удовлетворяет ваши потребности, и это за очень доступную цену, гораздо важнее для норвежского автопокупателя, чем столкновение с 'Tesla shame'", - сказал Эйвинд Сольберг Торсен, глава Норвежской дорожной федерации (OFV).
Рекламная акция, в ходе которой Tesla предлагала финансирование без процентов и бесплатную зарядку в мае, вероятно, способствовала росту на 213% новых регистраций автомобилей Tesla.
"Это практически бесплатные деньги, поэтому я воспользовался", - сказал Лишольм.
Та же самая акция не помогла предотвратить крутой спад продаж в соседних странах Скандинавии, Швеции и Дании, где ни одна модель Tesla не вошла в список топ-10 продавцов в июле, согласно OFV.
Большой вопрос для Tesla - сохранится ли лояльность норвежцев к бренду.
Исследование агентства Norstat, опубликованное в феврале, показало, что 40% владельцев Tesla в Норвегии считают, что политическая деятельность Маска вредит бренду, хотя более половины владельцев Tesla, опрошенных, сказали, что намерены купить еще одну Tesla.
Одд Баккен, владелец Tesla с 2014 года, который когда-то восхищался Маском как видением, не будет в их числе.
Двигаясь на своей Model S от Осло к своему дому в южном городе Ски, он сказал Рейтер, что все еще в восторге от технологии.
"Tesla была первым электрокаром, который был действительно хорошей машиной", - сказал Баккен, который когда-то занимал место в совете норвежского клуба владельцев Tesla.
Это были двусторонние отношения, с Tesla публикующей фотографии на своих социальных сетях Model S Баккена во время поездки в северную Норвегию в 2014 году.
Но после того, как Маск поддержал Трампа и поддержал политические движения, такие как крайне правая партия Германии, он решил, что норвежцам нужно показать свое недовольство через свои кошельки и убедить компанию избавиться от него.
"Чтобы спасти Tesla, нам нужно бойкотировать Tesla", - сказал он.
Это не означает, однако, что он не купит подержанную модель.
"Потому что компания не извлекает выгоду от того, что мы покупаем их подержанные автомобили", - сказал он.
(Репортаж Мари Маннес; Дополнительное репортаж Нериюса Адомайтиса в Арендале и Алессандро Пароди в Гданьске; Редакция Ника Кэри, Брайана Тевено, Адама Джордана и Джо Бавиера)