Высокий спрос на нефть в Индии и перспективы его роста поддерживают высокий уровень импорта российской нефти в страну, несмотря на санкции, снижение составило лишь 5% по итогам семи месяцев, при этом Китай увеличил конкуренцию за Urals, отмечают аналитики Argus.
РЕЗУЛЬТАТ САНКЦИЙ
Как заметили в агентстве, тенденция последних лет такова, что сначала рынок резко реагирует на введение новых санкций, но довольно быстро нормализуется - в первую очередь это отражается на стоимости фрахта и, соответственно, ценах в портах отгрузки.
В Argus заметили, что после январских санкций США, введенных администрацией Джо Байдена, некоторые порты Индии отказывались принимать российские грузы, цены упали, но в течение первого полугодия рынок нормализовался - цены выросли, а некоторые котировки, например, при доставке в Индию или Китай, даже достигли пика.
Недавно ЕС ввел 18-й пакет санкций, куда попала индийская Nayara Energy, некоторые суда, перевозящие, по информации ЕК, российскую нефть, и несколько компаний. Но, как утверждают индийские покупатели, проблемой для них являются не европейские санкции (от перевозки российской нефти отказались некоторые греческие судовладельцы), а возможность введения ограничений со стороны США, предполагающих дополнительную 25-процентную или даже 50-процентную пошлину на импорт индийских товаров, подчеркнули в Argus. Такие санкции планирует ввести Дональд Трамп с 28 августа в случае отсутствия шагов по урегулированию российско-украинского конфликта.
В результате некоторые госкомпании решили отказаться от закупок российской нефти, это не крупнейшие покупатели, но, тем не менее, они сейчас замещают часть Urals на американский WTI или ближневосточный Murban, заметили аналитики, что привело к снижению цен на Urals в Индии. Но многие российские поставщики, продающие нефть в Индию, а также индийские покупатели, склонны полагать, что эти опасения и уже введенные санкции влияют на экспорт незначительно. То есть отгрузки продолжаются примерно в том же объеме, спрос в стране высокий и это все ограничивает удешевление Urals и других сортов, подчеркнули в агентстве.
В то же время удешевление нефти поможет восстановиться и спросу. Кроме того, Китай в последнее время стал пытаться закупать больше нефти, в том числе Urals, на фоне снижения ее цены, поэтому возможно произойдет частичное перенаправление поставок из Индии в Китай.
РОСТ ПОТРЕБЛЕНИЯ
На сегодня мощности Индии по переработке составляют 5,8 млн б/с, при этом страна импортирует 90% сырья. Потребление нефти в Индии в 2025 году составит 5,88 млн б/с, в следующем году спрос может увеличиться до 6,2 млн б/с, в 2027 году - до 6,58 млн б/с, прогнозируют в Argus Consulting.
На сегодня доля госкомпаний в объеме переработки сырья в Индии составляет около 70%. По оценке министерства нефти и газа Индии, перерабатывающие мощности страны к 2028 году должны возрасти до 6,2 млн б/с, в среднесрочной перспективе - до 7 млн б/с, благодаря росту экономики.
Так, Indian Oil Corporation (IOC) планирует расширить свои мощности процессинга примерно на 25% в течение 2-3 лет с нынешних 1,41 млн б/с. После модернизации завода HPCL в Вишакхапатнаме его мощность увеличена до 301 тыс. б/с с 275 тыс. б/с. HPCL готовится к запуску новой установки переработки остатков (71 тыс. б/с) в III квартале 2025 г. для увеличения выпуска наиболее ценных фракций.
ПОСТАВЩИКИ
Общий объём импорта нефти в Индию за январь-июль 2025 года вырос до 4,74 млн б/с, что на 1,5% превышает показатель аналогичного периода прошлого года, говорится в материалах агентства. Поставки российской нефти за тот же период сократились на 5% до 1,7 млн б/с. Россия, как страна, остаётся первым по величине источником нефти, но ее доля снизилась с 38,3% до 35,8%.
Среди других поставщиков наибольший рост поставок зафиксирован со стороны ОАЭ и США - на 16,5% до 417 тыс. б/с и на 51,5% до 265,2 тыс. б/с соответственно.
Ближний Восток увеличил долю поставок с 44,3% до 46,2%. Вторым крупнейшим поставщиком нефти в Индию после России остается Ирак, который, впрочем, чуть снизил поставки - с 929 тыс. б/с до 919 тыс. б/с, Саудовская Аравия также немного снизила объемы - с 655 до 642 тыс. б/с.
В основном в Индию поставляется российский сорт Urals (73%), поставки к прошлому году упали на 1,2%, тогда как продажи сорта ESPO показали значительный рост - на 101%. В то же время сократились поставки "Арктических сортов" (30%) и Sokol (9%), увеличились поставки смеси КТК (на 14,5%), экспорт Siberian Light вырос на 2,2%.
Индия является не единственным направлением для поставок российской нефти, говорится в материалах: за 7 месяцев текущего года 44% экспорта пришлось на Китай (против 47% годом ранее), 7% покупала Турция (доля не изменилась), 6% ушло в Европу по нефтепроводу "Дружба" (5% годом ранее), 1% закупила Сирия (в прошлом году поставки не осуществлялись).
СБЫТ
В Argus также отметили, что рост объемов процессинга позволил заметно повысить поставки нефтепродуктов из Индии на мировой рынок. Из портов Индии в январе - июле было вывезено 1,35 млн б/с по сравнению с 1,28 млн б/с за тот же период 2024 года, приводит издание данные Vortexa. Индийские переработчики преимущественно экспортируют газойль, включая дизтопливо, на долю которого в январе - июле пришлось свыше 40% поставок, а также бензин и его компоненты - около 30% экспорта.
Морские партии дизтоплива в текущем году отгружаются в Африку (почти 31% всех объемов), в Европу (25,2%), Азию (19,5%), а также другие регионы.
Как сообщалось, 18-м пакетом санкций Евросоюз запретил импорт нефтепродуктов, произведенных из российской нефти.