1 сентября. ФИНМАРКЕТ - В России с 1 сентября вводится обязательная маркировка звонков от юрлиц и ИП: все операторы связи, с сети которых звонят организации, будут обязаны передавать информацию об инициаторе звонка, чтобы она отображалась на мобильных телефонах абонентов.
Маркировка звонков, поступающих от юрлиц или ИП, предусмотрена законом по борьбе с телефонным и интернет-мошенничеством. В конце августа правительство РФ утвердило постановление, устанавливающее правила маркировки.
Согласно документу, при входящем вызове на экране телефона абонента будет отображаться наименование компании или ИП, либо их коммерческое обозначение, а также категория вызова в зависимости от основного вида деятельности звонящего (например, "Банк", "Реклама", "Недвижимость", "Услуги связи"). Текст сообщения может содержать до 32 символов, включая цифры и буквы кириллического или латинского алфавита.
Передача данных будет осуществляться операторами связи на основании договора об отображении информации, заключенного с представителем бизнеса. Для абонентов услуга будет бесплатной, а юрлица будут платить операторам связи за маркировку звонков от них.
Для операторов введение обязательной маркировки повлечет значительные дополнительные затраты, говорили ранее "Интерфаксу" представители телеком-компаний. Ранее Минцифры оценивало затраты операторов в более 11 млрд рублей за 6 лет на развитие и поддержку инфраструктуры.
В частности, как говорили в "Вымпелкоме", эти расходы включают: обновление сетевого оборудования для обеспечения передачи и верификации данных в режиме реального времени; реализацию мер в сфере кибербезопасности (развитие систем защиты от попыток подделки маркировки, обеспечения надежности этих систем); затраты на администрирование процессов (требуется поддержка заключения договоров, проверки данных бизнеса и технической поддержки).
Ранее глава Минцифры Максут Шадаев говорил, что расходы операторов должны компенсироваться бизнесом - аналогично тому, как оплачивается маркировка товаров.
Клиенты банков с 1 сентября могут доверить контроль над операциями родственнику или другу, у которого будет право подтверждать или отклонять денежные переводы, если они покажутся ему подозрительными.
Механизм "второй руки" позволит защитить от мошенников наиболее уязвимых граждан, в первую очередь пожилых людей, а также усилить родительский контроль за переводами подростков, которые часто оказываются вовлеченными в схемы дропперства без должного понимания негативных последствий, отмечал ЦБ РФ.
Инициировать подключение сервиса может только сам клиент. Он сам выбирает виды операций и их критерии, а также счета (вклады), операции по которым требуют подтверждения. Способ подключения услуги каждый банк определяет самостоятельно.
Если услуга подключена, то доверенное лицо сможет подтвердить или отклонить операцию в течение 12 часов с момента уведомления. При этом у помощника не будет доступа к счету и права на самостоятельные операции.
В случае, если помощник за отведенное время не отреагировал, то банк отклонит операцию. Но клиент может направить новый запрос. Отреагировать на него доверенному лицу также нужно в течение 12 часов, если более короткий срок не установлен в соглашении с банком.
Если клиент откажется от услуги, то банк будет обязан отключить ее в течение 24 часов. Такой период охлаждения снизит риск отключения сервиса "второй руки" под влиянием мошенников, отмечал регулятор.
Механизм распространяется на денежные переводы третьим лицам, в том числе с использованием банковских карт, на переводы через Систему быстрых платежей (СБП) и на снятие наличных. Сервис не действует для переводов собственных средств между банками.
Закон, внедряющий новый сервис, был подписан президентом РФ Владимиром Путиным в апреле.