4 сентября. ФИНМАРКЕТ - Объем закупок крупнейших госкомпаний у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) продукции производственного назначения по итогам семи месяцев текущего года составил 2,8 трлн рублей, или 61% от общего объема закупок госкомпаний у малого бизнеса, говорится в сообщении "Корпорации МСП".
"Смещение фокуса закупок у МСП крупнейшими заказчиками с чисто торговых или сервисных услуг в производственную сферу говорит о том, что компании инвестируют в создание добавленной стоимости, развитие технологий и укрепление производственных цепочек, - сказал в ходе ВЭФ-2025 министр экономического развития России Максим Решетников, слова которого приводятся в сообщении. - Речь о более чем 37% от общего объема закупок такой продукции: по сути, каждый третий контракт заключен с предприятиями малого и среднего бизнеса".
С начала текущего года госкомпаниями было заключено 277 тыс. "производственных" договоров с 95 тыс. субъектами МСП. При этом общий объем закупок производственной продукции составил 7,5 трлн рублей.
В то же время общий объем закупок госкомпаний у малого и среднего бизнеса по 223-ФЗ ("О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц") с начала года составил 4,6 трлн рублей.
По данным "Корпорации МСП", в топ-5 номенклатуры, закупаемой госкомпаниями у субъектов МСП, вошли продукция обрабатывающих производств (1,5 трлн рублей), сооружения и строительные работы (1,4 трлн рублей), административные и вспомогательные услуги (300 млн рублей), услуги, связанные с научной, инженерно-технической и профессиональной деятельностью (300 млн рублей).
"Заказчикам крайне важно вовремя исполнять свои обязательства по оплате, чтобы не создавать проблемных ситуаций и кассового разрыва у МСП-поставщиков", - подчеркнул гендиректор "Корпорации МСП" Александр Исаевич.
При этом он добавил, что в случае возникновения задержек по исполненным контрактам малый бизнес может подавать соответствующие жалобы через "Сервис 360" "Корпорации МСП".
В июне текущего года корпорация сообщала, что госкомпании с начала года выплатили малому бизнесу просроченную оплату по исполненным договорам в размере 600 млн рублей. При этом задолженность таких заказчиков перед МСП-поставщиками сократилась до 1,7 млрд рублей.
В настоящее время в рамках законов "О контрактной системе" (44-ФЗ) и "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (223-ФЗ) установлен предельный срок оплаты по контрактам - 7 дней. Однако в 44-ФЗ этот срок является обязательным, а согласно 223-ФЗ заказчики могут устанавливать в своих положениях о закупках иные сроки оплаты. Обязательным он является только в случае контрактов, заключенных по результатам закупок, участниками которых могут быть только субъекты МСП (так называемые спецторги).
Ранее участники рынка закупок неоднократно отмечали, что госкомпании активно используют возможность устанавливать иные сроки оплаты. Так, например, в начале 2024 года подрядчики в области строительства обращали внимание, что при работе с госкомпаниями сталкиваются с задержками по оплате исполненных контрактов, которые могут достигать 180 дней.
В настоящее врем за нарушение заказчиком срока оплаты по договору с МСП-поставщиком предусмотрены административные штрафы: для должностных лиц - в размере от 30 тыс. до 50 тыс. рублей, для юридических лиц - от 50 тыс. до 100 тыс. рублей.
В 2024 году крупнейшие госкомпании закупили у малого бизнеса товары, работы, услуги на 9,6 трлн рублей (рост на 20% по сравнению с аналогичным показателем 2023 года). При этом число субъектов МСП, заключивших договоры с госкомпаниями, выросло на 6,1%, до 226 тыс.
По действующему закупочному законодательству, у госкомпаний на субъекты МСП должно приходиться не менее 25% от совокупного годового объема закупок. При этом 20% этого объема необходимо осуществлять через спецторги (в них могут принимать участие только субъекты МСП). В 2022 году эти нормы были распространены на все госкомпании в РФ (около 20 тыс. юридических лиц), а не только на крупнейшие федеральные и региональные госкомпании, как это было ранее. При этом крупнейшие госкомпании, в отличие от остальных, по-прежнему должны согласовывать свои планы закупок (в том числе планы закупок инновационной, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств) у малого бизнеса либо с "Корпорацией МСП" (крупнейшие госкомпании федерального уровня), либо с региональными органами власти (крупнейшие госкомпании регионального уровня).
Под мониторинг соответствия требованиям норм о закупках у субъектов МСП подпадают конкретные госкомпании федерального уровня с объемом закупок более 1 млрд рублей, регионального уровня - 50 млн рублей, отдельные заказчики федерального уровня (объем закупок за предыдущий календарный год должен составлять от 250 млн рублей до 1 млрд рублей) и регионального уровня (менее 50 млн рублей).