На фондовом рынке существует множество различных стратегий. Один из вариантов – поиск компании роста и стоимости. Оба этих типа обладают своими особенностями, которые делают их привлекательными для разных категорий инвесторов. Сегодня мы разберем компании роста в России.
Компании роста – компании, которые демонстрируют быстрый рост бизнеса и активный захват рынков, на которых работает компания. У такого бизнеса может активно расти выручка, но почти отсутствовать чистая прибыль. Причина в том, что компании роста направляют свой денежный поток на развитие бизнеса и более широкое проникновение.
Чаще всего компании роста можно найти в инновационных секторах экономики – информационные технологии, биотехнологии e-commerce и прочих.
Акции таких компаний считаются одними из самых перспективных на рынке. Они растут быстрее широкого рынка, но и падение у них бывают более сильные, чем у индекса. Инвесторы, которые покупают акции роста, часто надеются на то, что их цена продолжит расти в будущем и готовы платить премию за потенциал будущего роста, что также приводит к росту цены акции. В результате акции роста, как правило, имеют более высокий коэффициент P/E.
Итак, давайте разберем представителей компаний роста на российском рынке.
Во многом эта подборка будет дублироваться с подборкой топовых IT компаний. Так как именно этот сектор содержит в себе самое большое количество компаний роста.
Yandex (#YNDX)
Yandex является крупнейшим российским интернет-холдингом. Компания предоставляет широкий спектр услуг, включая поисковый сервис, интернет-рекламу, электронную коммерцию, облачные вычисления и другие.
Активно растут показатели. Средний темп роста выручки больше 10%, темп роста прибыли больше 25%.

На 3 квартал выручка компании выросла на 54%.
Важный показатель роста подразделения e-commerce Яндекса – GMV. GMV — совокупная стоимость товаров, проданных на торговой площадке за определённый период. На 3 квартал рост GMV у Яндекса составил x1.7, то есть стоимость проданных товаров на Яндекс маркете за год выросла в 1,7 раз.
Ozon (#OZON)
Ozon - крупнейший российский онлайн-ритейлер. Компания предлагает широкий ассортимент товаров, включая продукты питания, бытовую технику, электронику, одежду, обувь и другие товары. Ozon является лидером в российском сегменте рынка онлайн-торговли.
Компания все еще убыточна, но имеет одни из самых высоких темпов масштабирования бизнеса.
Средний темп роста выручки 65%, валовой прибыли 100%.

Есть перспективы за счет дальнейшего развитие онлайн-торговли в России. В этом плане Ozon имеет хорошие возможности для роста выручки и прибыли за счет роста рынка и, как следствие, увеличения числа покупателей и расширения ассортимента товаров и услуг.
И один из главных факторов привлекательности Ozon - активное масштабирование бизнеса. Главная цель Ozon — масштабирование бизнеса. С этим компания хорошо справляется. Рост GMV компании ускорился до 118% г/г до 372.6 млрд рублей (для сравнения, прирост в предыдущем квартале составил 71% г/г).
HeadHunter (#HHRU)
HeadHunter - крупнейший российский рекрутинговый портал. Компания предлагает услуги по поиску и подбору персонала, а также карьерному развитию. HeadHunter является лидером в российском сегменте рынка рекрутинговых услуг.
Темпы роста также отличные. Выручка и валовая прибыль в среднем растут на 30% за год, чистая прибыль на 40%.

Кроме того, компания накопила на своих счетах 19,5 млрд рублей. Эти деньги она может пустить на сделки поглощения конкурентов.
Компания отмечает, что за отчетный квартал заметно выросла активность бизнеса в сфере поиска и найма сотрудников, обострилась конкуренция за кандидатов, что привело к кратному росту опубликованных вакансий. Также компании стали чаще обновлять и продлять вакансии, показав готовность увеличить расходы на рекрутинг.
Тинькофф (#TCSG)
TCS Group Holding PLC. - российский коммерческий банк, сфокусированный полностью на дистанционном обслуживании. Является одним из лидеров электронного банкинга.
Вот отчетность Тинькофф за 3 квартал 2023 года:
- Чистый процентный доход вырос на 68% — до 61,8 млрд рублей.
- Чистый комиссионный доход вырос на 11% — до 18,8 млрд рублей.
- Чистая прибыль выросла в 3,9 раза — до 23,6 млрд рублей.
Снова впечатляющие темпы. Здесь сказался эффект низкой базы 20222 года, но и ранее банк показывал ничуть не худшие результаты.
Активно растут и другие важные показатели. Например, в разрезе клиентов.
Число клиентов продолжает расти и по итогам 3 квартала составило 37,6 млн — это на 35% больше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и на 7% больше в сравнении с 2 кварталом 2023 года. Количество активных клиентов увеличилось до 26 млн, что на 34% больше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и на 6% больше в сравнении с 2 кварталом 2023 года.
Для банков важны кредиты. Объем кредитного портфеля группы за вычетом резервов увеличился на 52% относительно показателей предыдущего года — до 888 млрд рублей. Общий объем кредитного портфеля также вырос на 47% — до 1031 млрд рублей. По итогам квартала доходность кредитного портфеля достигла 25,6% — это на 1,5 процентного пункта больше, чем в прошлом году.
Тинькофф является таким же представителем акций роста, ничуть не уступая коллегам из IT-сектора.
Мать и дитя (#MDMG)
MD Medical Group Investments PLC (MD Medical Group) – частная медицинская компания, управляющая сетью госпиталей и клиник «Мать и дитя». Это ведущий участник российского рынка частных медицинских услуг для женщин и детей. Компания была основана в 2006 г. в момент открытия первого частного центра в Москве.
Представитель компании «на грани» между компанией стоимости и роста. Мать и дитя все еще продолжает расширяться, но при этом является уже состоявшимся бизнесом, генерирующим прибыль. Кроме того, компания не прочь делиться ей с акционерами.
Средние темпы роста не столь значительные. Выручка и читая прибыль растут примерно на 14% из года в год.

При этом операционные показатели растут.
- Количество амбулаторных посещений выросло на 8,7% год-к-году до 1 520 626;
- Количество койко-дней снизилось на 5,0% год-к-году до 105 151;
- Количество циклов ЭКО выросло на 13,5% год-к-году и составило 14 118;
- Количество принятых родов выросло на 12,1% год-к-году до 7 312.
В первом полугодии компания открыла медицинского центра в Московской области. 13 января 2023 года Группа открыла амбулаторный медицинский центр «Мать и Дитя Мытищи». Мощности центра позволяют проводить до 24 000 приемов специалистов в год.
НоваБев Групп (#Belu)
ПАО «НоваБев Групп» (ранее ПАО «Белуга Групп») – одна из крупнейших алкогольных российских компаний, занимает лидирующие позиции по производству водки и ликеро-водочных изделий, а также по импорту крепкого алкоголя.
Еще один представитель «на грани». Компания также генерирует прибыль и платит дивиденды, но и темпы роста поражают.
Годовые результаты, следующие: выручка растет в среднем на 22%, прибыль на 74%!

Наиболее растущий сегмент бизнеса Белуги — розничная сеть «ВинЛаб». За тот же период ее продажи выросли на 48% г/г. Особенностью сети является высокая маржинальность — по итогам I полугодия 2023 года рентабельность по валовой прибыли составляла 31,4%, против 23,2% в среднем по российскому рынку ритейла.
Данная подборка подготовлена командой аналитиков Клуба pro.finansy.
Вступить в закрытое сообщество Клуба можно по этой ссылке.