Что такое локап период?
Если компания хочет получить деньги для масштабирования бизнеса, она размещает акции на бирже. Выход компании на фондовый рынок называется IPO.
Когда компания проходит все этапы IPO:
- оценка бизнеса,
- подготовка проспекта эмиссии,
- сбор предварительных заявок,
- листинг,
то биржа запускает торги акциями нового эмитента.
Некоторые компании в ходе IPO устанавливают lock-up период.
Lock-up (локап период, период блокировки) – заранее установленный отрезок времени, в который инвесторам не разрешено продавать акции компании. Локап-период начинается с момента размещения акций на бирже. Обычно lock-up период длится 3-6 месяцев.
Lock-up период – это не требование Центрального банка, SEC и других регуляторов. Только компания, выходящая на IPO, решает – устанавливать lock-up период или нет.
Зачем нужен lock-up период?
В ходе IPO акции компании покупают крупные игроки рынка: инвестиционные фонды, банки, топ-менеджмент, владельцы бизнеса, андеррайтеры. Если по правилам IPO установлен lock-up период, то участники IPO не смогут продать свои акции на старте торгов.
Lock-up период нужен для того, чтобы крупные участники не продали массово акции компании в первые дни торгов. Если все они начнут продавать акции компании на старте торгов, то котировки пойдут вниз. Частные инвесторы могут негативно это воспринять и не будут покупать акции новой компании на бирже.
Lock-up период защищает физических лиц на рынке. Частные инвесторы, которые купили акции на первичном размещении, понимают – на старте торгов инсайдеры и другие крупные держатели акций не будут устраивать массовые распродажи.
Как узнать lock-up период IPO?
На российском рынке эмитенты редко используют lock-up период. Чаще всего локап период устанавливают компании на американском фондовом рынке.
Посмотреть, есть ли у акций lock-up период, можно на profinansy.ru.
Зайдите в раздел «Инвестиции». В списке слева выберите IPO. В календаре вы увидите предстоящие и размещённые IPO. Откройте интересующую компанию.
Справа в окне «Данные об IPO» есть информация о двух вариантах lock-up периода – трёхмесячного (3М LockUp период) и полугодового (6М LockUp период).
Напротив сразу двух локап периодов может стоять прочерк. Значит эмитент решил вообще не устанавливать локап период IPO.
Если вы принимаете решение участвовать в IPO компании с установленным lock-up периодом, то обдумайте, готовы ли вы к блокировке денег в акциях на период от 90 до 180 дней.
Выводы:
- Lock-up период – период блокировки акций компании у участников IPO.
- Длительность lock-up периода – 3-6 месяцев.
- Цель lock-up периода – не допустить манипулирование котировками со стороны крупных игроков.