Дивидендная политика компании — это документ, который определяет: как и когда компания выплачивает дивиденды своим акционерам. Эта политика является важным аспектом финансового управления. Она может существенно влиять на привлекательность акций компании для инвесторов.
Дивидендная политика дает инвесторам представление о финансовом здоровье компании, ее стратегии на будущее и отношении к инвесторам. Она должна быть понятной и прозрачной, чтобы ее могли использовать все инвесторы. Она может сигнализировать о следующих аспектах:
- Высокая финансовая устойчивость: регулярные и стабильные дивиденды показывают, что компания зарабатывает достаточно много, чтобы делиться с акционерами и выводить деньги из компании.
- Компании, которые предпочитают реинвестировать прибыль в развитие бизнеса, могут выплачивать меньшие дивиденды или вовсе их не выплачивать. Это может быть привлекательным для инвесторов с более высоким риск-профилем, которые вкладываются в компании роста. Например, многие IT-компании не платят дивиденды.
- Отсутствие дивидендной политики или рекомендательный характер выплат сигнализируют о том, что компания не поддерживает лояльность инвесторов и в будущем может не выплатить дивиденды, если захочет.
Что влияет на формирование дивидендной политики?
Влияют несколько факторов:
- Способность компании генерировать прибыль и свободный денежный поток. Высокие финансовые результаты позволяют компании выплачивать дивиденды.
- Программа расходов: если компания планирует значительные инвестиции в рост и развитие, она может уменьшить дивиденды, чтобы сохранить капитал на покупку активов.
- Конкуренция: компании в конкурентных отраслях могут быть вынуждены поддерживать высокие дивиденды для привлечения и удержания инвесторов.
- Налогообложение дивидендов в разных странах может повлиять на решение компании о выплатах. Например, в России с 2025 года выросли налоги для физлиц и юрлиц, а дивиденды под повышение налоговой ставки не попали.
- Компании с долгой историей выплат дивидендов могут стремиться поддерживать или увеличивать их, чтобы сохранить репутацию. Например, дивидендные аристократы могут потерять этот статус, если пропустят выплату.
Это основные факторы, которые влияют на формирование дивидендной политики. В настоящее время на российском рынке становится все больше акций, компании конкурируют за деньги инвесторов. Это мотивирует их быть более открытыми к инвесторам и правильно формировать дивидендную политику, с помощью которой можно прогнозировать будущие выплаты акционерам.
Из каких денег могут платить дивиденды?
Дивиденды могут выплачиваться из нескольких источников:
- Наиболее распространенный источник — чистая прибыль компании. Обычно компании устанавливают коэффициент выплат (payout ratio), который определяет процент прибыли, направляемый на дивиденды. С 1 июля 2021 года российские гос. компании обязаны направлять на дивиденды не менее 50% от чистой прибыли. Такой политики придерживаются Cбер, Роснефть, Новабев и другие компании.
- Свободный денежный поток: некоторые компании используют свободный денежный поток для выплаты дивидендов. Например, Лукойл направляет на дивиденды 100% свободного денежного потока.
- EBITDA (прибыль до вычета процентов, налогов и амортизации): некоторые компании выплачивают дивиденды в процентах от показателя EBITDA. Например, золотодобывающая компания Полюс направляет на дивиденды 30% от EBITDA.
Где найти дивидендную политику на profinansy.ru?
Если у компании есть дивидендная политика, то найти ее можно в карточке компании. Для этого переходим в дивидендный календарь:
Находим в нем интересующую нас акцию и нажимаем на ее название. Предположим, нас интересует Сбер:
Мы попадаем в карточку компании. Далее нам нужно найти раздел “Дивиденды” и нажать на него:
Готово! Теперь в правом нижнем углу вы найдете дивидендную политику компании:
Может ли дивидендная политика меняться?
Дивидендная политика не устанавливается навечно и может меняться в зависимости от финансового состояния компании и рыночных условий, однако мы приветствуем только положительные изменения в дивидендной политике. Если компания делает ее более понятной и повышает процент прибыли, направляемой на дивиденды, то мы покупаем такие акции и больше интересуемся ее бизнесом. С другой стороны, если компания отменяет дивидендную политику или не соблюдает ее, инвесторы теряют интерес к ее акциям и продают их.
Выводы:
- Дивидендная политика является важным инструментом для оценки финансового состояния компании и прогнозирования будущих дивидендов.
- Дивидендная политика предоставляет инвесторам информацию о стабильности и перспективах компании, а также о ее способности генерировать прибыль.
- Инвесторам следует помнить, что дивидендная политика может меняться и не всегда соблюдаться. Необходимо учитывать риски, связанные с переменами в финансовом положении компании и рыночных условиях.
- Стабильные и растущие дивиденды могут быть признаком сильной компании, но важно также анализировать другие финансовые показатели и общую стратегию бизнеса.