Дивидендная политика компании — это документ, который определяет: как и когда компания выплачивает дивиденды своим акционерам. Эта политика является важным аспектом финансового управления. Она может существенно влиять на привлекательность акций компании для инвесторов.
Дивидендная политика дает инвесторам представление о финансовом здоровье компании, ее стратегии на будущее и отношении к инвесторам. Она должна быть понятной и прозрачной, чтобы ее могли использовать все инвесторы. Она может сигнализировать о следующих аспектах:
- Высокая финансовая устойчивость: регулярные и стабильные дивиденды показывают, что компания зарабатывает достаточно много, чтобы делиться с акционерами и выводить деньги из компании.
- Компании, которые предпочитают реинвестировать прибыль в развитие бизнеса, могут выплачивать меньшие дивиденды или вовсе их не выплачивать. Это может быть привлекательным для инвесторов с более высоким риск-профилем, которые вкладываются в компании роста. Например, многие IT-компании не платят дивиденды.
- Отсутствие дивидендной политики или рекомендательный характер выплат сигнализируют о том, что компания не поддерживает лояльность инвесторов и в будущем может не выплатить дивиденды, если захочет.
Что влияет на формирование дивидендной политики?
Влияют несколько факторов:
- Способность компании генерировать прибыль и свободный денежный поток. Высокие финансовые результаты позволяют компании выплачивать дивиденды.
- Программа расходов: если компания планирует значительные инвестиции в рост и развитие, она может уменьшить дивиденды, чтобы сохранить капитал на покупку активов.
- Конкуренция: компании в конкурентных отраслях могут быть вынуждены поддерживать высокие дивиденды для привлечения и удержания инвесторов.
- Налогообложение дивидендов в разных странах может повлиять на решение компании о выплатах. Например, в России с 2025 года выросли налоги для физлиц и юрлиц, а дивиденды под повышение налоговой ставки не попали.
- Компании с долгой историей выплат дивидендов могут стремиться поддерживать или увеличивать их, чтобы сохранить репутацию. Например, дивидендные аристократы могут потерять этот статус, если пропустят выплату.
Это основные факторы, которые влияют на формирование дивидендной политики. В настоящее время на российском рынке становится все больше акций, компании конкурируют за деньги инвесторов. Это мотивирует их быть более открытыми к инвесторам и правильно формировать дивидендную политику, с помощью которой можно прогнозировать будущие выплаты акционерам.
Из каких денег могут платить дивиденды?
Дивиденды могут выплачиваться из нескольких источников:
- Наиболее распространенный источник — чистая прибыль компании. Обычно компании устанавливают коэффициент выплат (payout ratio), который определяет процент прибыли, направляемый на дивиденды. С 1 июля 2021 года российские гос. компании обязаны направлять на дивиденды не менее 50% от чистой прибыли. Такой политики придерживаются Cбер, Роснефть, Новабев и другие компании.
- Свободный денежный поток: некоторые компании используют свободный денежный поток для выплаты дивидендов. Например, Лукойл направляет на дивиденды 100% свободного денежного потока.
- EBITDA (прибыль до вычета процентов, налогов и амортизации): некоторые компании выплачивают дивиденды в процентах от показателя EBITDA. Например, золотодобывающая компания Полюс направляет на дивиденды 30% от EBITDA.
Где найти дивидендную политику на profinansy.ru?
Если у компании есть дивидендная политика, то найти ее можно в карточке компании. Для этого переходим в дивидендный календарь:

Находим в нем интересующую нас акцию и нажимаем на ее название. Предположим, нас интересует Сбер:

Мы попадаем в карточку компании. Далее нам нужно найти раздел “Дивиденды” и нажать на него:
.png)
Готово! Теперь в правом нижнем углу вы найдете дивидендную политику компании:

Как посчитать дивиденды Сбера в 2025 году?
Читаем дивидендную политику:
“Банк стремится поддерживать долю дивидендных выплат на уровне 50% от чистой прибыли Группы по МСФО, скорректированной на выплаты процентов за вычетом налогового эффекта по учтенным в капитале долевым финансовым инструментам, отличным от акций, и с учетом условий, определенных в п. 2.2 настоящего Положения”.
Переводим на человеческий язык: Сбер будет платить не менее 50% от чистой прибыли по итогам года, рассчитанной по Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО).
Прогноз по прибыли Сбера за 2024 год – 1,56 трлн рублей. 50% от этой суммы пойдет на дивиденды, соответственно остается 780 млрд рублей. У Сбера 21 586 948 000 обыкновенных акций и 1 000 000 000 привилегированных акций. Дивиденды по ним одинаковые, поэтому складываем все акции и получаем 22 586 948 000 акций.
Разделим общий дивиденд на количество акций:
780 000 000 000 / 22 586 948 000 = 34,53
Получается, что прогнозный (расчетный) дивиденд Сбера за 2024 год составляет 34,5 рубля на акцию. Если вы держите в портфеле 10 акций Сбера, то в конце весны – начале лета 2025 года получите 345,3 рублей дивидендами.
Однако, итоговый размер дивидендов определяет совет директоров компании. Он должен соответствовать дивидендной политике, а значит может быть чуть больше расчетного значения.
Может ли дивидендная политика меняться?
Дивидендная политика не устанавливается навечно и может меняться в зависимости от финансового состояния компании и рыночных условий, однако мы приветствуем только положительные изменения в дивидендной политике. Если компания делает ее более понятной и повышает процент прибыли, направляемой на дивиденды, то мы покупаем такие акции и больше интересуемся ее бизнесом. С другой стороны, если компания отменяет дивидендную политику или не соблюдает ее, инвесторы теряют интерес к ее акциям и продают их.
Выводы:
- Дивидендная политика является важным инструментом для оценки финансового состояния компании и прогнозирования будущих дивидендов.
- Дивидендная политика предоставляет инвесторам информацию о стабильности и перспективах компании, а также о ее способности генерировать прибыль.
- Инвесторам следует помнить, что дивидендная политика может меняться и не всегда соблюдаться. Необходимо учитывать риски, связанные с переменами в финансовом положении компании и рыночных условиях.
- Стабильные и растущие дивиденды могут быть признаком сильной компании, но важно также анализировать другие финансовые показатели и общую стратегию бизнеса.