Как выбрать компанию, чтобы заработать на росте её акций? Для этого нужно сравнить компанию с её конкурентами. В этом нам помогут мультипликаторы.
Мультипликаторы – это финансовые показатели, которые помогают оценить компанию и сравнить её бизнес с конкурентами, независимо от размера их компаний или валюты отчётности.
В этой статье разберём мультипликатор стоимости P/B (price to book) или, по-другому, P/BV (price to book value).
О чём говорит мультипликатор P/B?
Коэффициент P/B показывает, сколько рублей или долларов инвестор платит за то, чтобы иметь 1 рубль/1 доллар собственных активов компании.
Пример. P/B = 3. Значит инвестор платит 3 доллара, чтобы владеть имуществом компании на сумму 1 доллар. Если компания ликвидируется, инвестор получит 1 доллар.
Как рассчитать показатель P/B?
Мультипликатор P/B состоит из двух показателей:
в числителе – капитализация компании P, в знаменателе – собственный капитал компании B.
Капитализация – это рыночная стоимость всех акций компании. Считается как количество акций, умноженное на рыночную стоимость акции.
Подробнее о капитализации читайте в статье «Рыночная капитализация: сколько стоит компания?»
Пример. Рассчитаем капитализацию P компании Газпром, у которой:
- количество акций Газпрома равно 23 674 млн.
- стоимость одной акции компании 175 руб.
В этом случае:
P = 23 674 млн * 175 руб. = 4 142 950 млн рублей.
Собственный капитал – это средства, которыми владеет компания и может ими распоряжаться как хочет. Собственный капитал образуется за вычетом всех долгов и обязательств.
Если компания решит ликвидироваться, она продаст все активы и выплатит долги. А сумму собственного капитала разделит между всеми акционерами.
Пример. Посчитаем собственный капитал B вымышленной компании «Котики».
Активы | Обязательства |
---|---|
2 завода на сумму 40 млн рублей. | Банковский кредит 2 млн рублей |
Деньги на депозите 3 млн рублей. | Компания занимала деньги у инвесторов через облигации на сумму 8 млн рублей |
Товар на складе на сумму 1 млн рублей. | Компания должна будет заплатить налогом 600 тыс рублей |
Тогда:
B = Активы (40 млн+3 млн+1 млн) - Обязательства (2 млн +8 млн +600 тыс) = 33 400 000 рублей. Если компания решит закрыться, то именно эту сумму распределят между инвесторами.
Как найти мультипликатор P/B на profinansy.ru?
Способ 1. Найдите интересующую компанию в поиске. Например, Газпром.
Перейдите в карточке компании в раздел «Фундаментал → Сравнение с сектором». Здесь нас интересует блок «Оценка стоимости».
Оценка «А» говорит о том, что мультипликатор P/B у Газпрома сильно лучше, чем у других компаний из сектора.
Способ 2. Найдите интересующую компанию в поиске
Перейдите в раздел «Фундаментал → Мультипликаторы».
Здесь можно посмотреть, как менялся P/B (P/BV) с течением времени. Данные представлены в виде удобного графика и таблицы. Если нажать на стрелочку, то можно посмотреть, что влияло на изменение мультипликатора.
Значения мультипликатора P/B
P/B < 0
У компании нет собственных активов. А все имущество при ликвидации пойдёт на погашение долга. Отрицательный P/B говорит о вероятности банкротства.
0 < P/B < 1
Говорит о недооценённости компании. Это повод для глубокого анализа, почему компания стоит меньше, чем её капитал.
P/B = 1
Компания стоит ровно столько, сколько её собственный капитал. Это хороший показатель. Такую компанию при прочих хороших показателях можно рассматривать в портфель.
P/B > 1
Инвесторы готовы переплачивать по отношению к реальной рыночной стоимости компании. Это неплохо - возможно у компании высокий потенциал роста.
Как искать компании по мультипликатору P/B на profinansy.ru?
Если вы ищите компании, то одним из критериев может стать мультипликатор P/B. В Скринере, выставляя нужные вам параметры для акций, задайте и требования к P/B. Например, найдём в российском секторе энергетики компании с мультипликатором P/B от 0 до 2.
Нажмём на колонку P/B и получим список компаний, отсортированных по возрастанию мультипликатора. Повторное нажатие сделает обратную сортировку – по убыванию.
Выводы:
- Показатель P/B важно использовать при фундаментальном анализе компании, сравнивая с другими компаниями в отрасли, секторе и стране, а также в сравнении с предыдущими отчётными периодами.
- Чем ниже P/B относительно конкурентов, тем больше недооценена компания.