Что такое мультипликаторы?
Мультипликаторы стоимости — это коэффициенты, которые используют в фундаментальном анализе для определения стоимости компании.
Эти показатели основаны на сравнительных данных и помогают аналитикам/ инвесторам прогнозировать доходность компании и её стоимость, а также сравнивать компании в одном секторе экономики.
Мультипликаторы показывают отношение стоимости компании (или её акций) к ключевым финансовым показателям, таким как прибыль, продажи или бухгалтерская стоимость активов.
Например, соотношение капитализации компании к чистой прибыли (P/E) или капитализации к выручке (P/S). Именно о последнем мультипликаторе и поговорим в этой статье.
О чём говорит мультипликатор Price to Sales (P/S)?
Чтобы понять смысл мультипликатора P/S (Price to Sales, Цена/Выручка), разберёмся в его составляющих: P (капитализация) и S (выручка).
Чтобы узнать капитализацию P, нужно количество акций компании в обращении умножить на стоимость одной акции.
Выручка S – это сумма денег, которые получила компании от продажи своих товаров или услуг за определённый период времени.
Показатель P/S (price to sales или цена к выручке) представляет собой соотношение капитализации компании к её выручке за последний год.
Мультипликатор P/S показывает, сколько инвесторы готовы заплатить за каждый доллар продаж компании.
Он часто используется для оценки компаний, которые ещё не получают прибыли, но имеют значительные продажи.
Например, пекарня продала кексы, пончики и другие десерты на $100 000. Это выручка нашей пекарни. Акции пекарни обращаются на бирже в количестве 90 000 штук, и цена одной акции – $10. Тогда капитализация пекарни = 90 000 × 10 = $900 000.
P/S = 900 000 / 100 000 = 9.
Значении 9 говорит о том, что за $1 выручки компании инвестор платит $9.
Способы анализа компании по мультипликатору P/S
Для анализа компании с помощью мультипликатора P/S есть несколько способов.
Сравнение с отраслевыми показателями. Можно сравнить компанию с другими компаниями в той же отрасли по значению мультипликатора P/S. Если P/S исследуемой компании значительно выше или ниже отраслевого среднего, это может указывать на переоценённость или недооценённость акций компании.
Анализ динамики. Можно изучить, как менялся со временем мультипликатор P/S компании. Ежегодное увеличение P/S может указывать на улучшение позиций компании на рынке или увеличение ожиданий инвесторов. Снижение P/S, наоборот, может быть сигналом о проблемах в бизнесе.
Учёт прогнозов по продажам. Если аналитики прогнозируют существенное увеличение продаж компании, мультипликатор P/S может быть выше, чем у компаний с более скромными прогнозами.
Пример. Представим две технологические компании - компанию «A» с P/S равным 3 и компанию «B» с P/S равным 5.
На первый взгляд кажется, что акции компании «A» более привлекательны, поскольку мы платим меньше за каждый доллар продаж. Однако если мы знаем, что у компании «B» есть прорывная технология, которая должна существенно увеличить продажи в ближайшем будущем, то высокий P/S компании «B» может быть оправданным.
Как анализировать компании по мультипликатору P/S на profinansy.ru?
Если вы ищите компании, в которые бы хотели инвестировать, вы можете отбирать их в скринере profinansy.ru по фильтрам.
Для этого зайдите в Скринер → Акции → Оценка. В фильтре «P/S» укажите диапазон. Например, отберём компании с показателем P/S от 0 до 5.
Чтобы сократить выбор, во вкладке «Общее» выберем только компании сектора «Товары 1-й необходимости». А в настройках добавим мультипликатор P/S в таблицу результатов.
Рассмотрим применение P/S на примере компании Walmart. Нажимая на компанию, мы по умолчанию попадаем в раздел «Обзор».
Далее мы можем индивидуально посмотреть мультипликатор P/S в разделе «Фундаментал → Мультипликаторы» или перейти «К Сравнению», как это указано на рисунке ниже.
Walmart – самый крупный представитель сектора нециклического потребления на американском фондовом рынке. Бизнес компании состоит в продаже различных продуктов питания, реализации одежды, товаров для домашнего быта и прочих хозяйственных потребностей.
Для наглядности и сравнения мы сразу добавили конкурентов из этого же сектора: сеть дисконт центров Costco (COST) и Dollar General (DG).
Как видно из скриншота ниже, WMT значительно дешевле по показателю P/S чем его конкуренты.
О чём говорит низкий или высокий показатель P/S?
Низкие значения P/S могут говорить о том, что акции компании возможно недооценены, и это может быть хорошей возможностью для инвестиций. Однако низкий P/S может указывать также и на проблемы в компании или отрасли. Например, у компании может быть низкая маржинальность или угроза снижения продаж. Кроме того, некоторые отрасли традиционно имеют более низкий P/S, поэтому всегда важно сравнивать «яблоки с яблоками». То есть компанию из сектора здравоохранения необходимо сравнивать с конкурентами из этого же сектора, а не из сектора промышленности или финансов.
Высокие значения P/S могут говорить о том, что акции компании переоценены. Однако это также может отражать оптимизм инвесторов относительно будущих продаж компании, особенно если речь идёт о высокотехнологичных или быстрорастущих компаниях. Как и в случае с низкими показателями, высокий P/S может быть характерен для определённых отраслей. Например, технологические компании часто имеют высокий P/S больше 8 или 9, поскольку у них есть потенциал для быстрого роста.
Важно помнить, что анализ P/S должен включать в себя изучение многих других факторов, включая другие финансовые показатели, тренды в отрасли и специфику бизнес-модели компании.
Как узнать средний P/S в секторе?
В разделе «Обзор», прокрутив экран ниже, вы можете ознакомиться с основными мультипликаторами по компании и сравнить их значения со средними по сектору.
В разделе «Фундаментал → Сравнение с сектором» также можете комплексно посмотреть на основные метрики компании относительно конкурентов.
Выводы:
- Мультипликатор P/S является важным инструментом для оценки стоимости компании, особенно в случае компаний, которые ещё не показывают операционную или чистую прибыль, но имеют существенные объёмы продаж. Он отражает, сколько инвесторы готовы заплатить за каждый доллар продаж компании.
- Важно понимать, что P/S — это всего лишь один из инструментов оценки. Его следует использовать в сочетании с другими показателями, такими как P/E, P/B и EV/EBITDA. Кроме того, P/S должен анализироваться в контексте конкретной отрасли и с учётом специфики бизнес-модели компании. Наконец, в анализ P/S всегда желательно включать в себя оценку тенденций и будущих прогнозов по продажам.
- Таким образом, при правильном использовании мультипликатор P/S может стать мощным инструментом в арсенале инвестора, помогающим в выборе эффективной инвестиционной стратегии.