Выберите действие
Уровень сложности:

Новичок

Что показывает мультипликатор EV/Sales?

41
2 935 просмотров

В этой статье разберём мультипликатор стоимости EV/Выручка или EV/Sales.

Чтобы понять, стоит ли покупать акции определённой компании, инвесторы должны оценить привлекательность бизнеса. Для анализа компании инвесторы используют мультипликаторы. Мультипликаторы – это финансовые показатели, которые помогают дать оценку компании и сравнить бизнес с конкурентами. Мультипликаторы позволяют сравнить компании независимо от их размера или валюты отчётности.

Enterprise Value to Sales или Стоимость компании / Выручка

Этот мультипликатор похож на более известный и популярный показатель P/S. Разница в том, что вместо капитализации в числителе берётся так называемая справедливая стоимость компании.

 

Отношение справедливой стоимости предприятия к выручке (EV/Sales) — это показатель, который сравнивает стоимость компании с её годовыми продажами.

 

Мультипликатор EV/Sales позволяет оценить компанию с учётом кредитной нагрузки. И в этом его основное отличие от более популярного P/S, который оценивает компанию только на основе капитализации.

Как рассчитать показатель EV (Enterprise Value)?

EV = Капитализация компании + Чистый долг

Капитализация или стоимость компании – это количество акций эмитента в обращении, умноженное на рыночную стоимость акции. Количество акций – это общее количество размещённых обыкновенных акций компании.

Например:

  • количество акций Газпрома равно 23 674 млн.
  • стоимость одной акции компании 175 рублей.

В этом случае:

Капитализация Газпрома = 23 674 млн * 175 руб. = 4 142 950 млн рублей.

 

Теперь стоит поговорить о чистом долге.

 

Любая компания для поддержания своей деятельности использует как собственные средства (средства, принадлежащие акционерам), так и привлечённые денежные средства (обязательства).

 

Обязательства компании могут образовываться, например, в результате кредиторской задолженности. Это неоплаченные обязательства компании по поставленным товарам и оказанным услугам.

 

Но основная часть обязательств – это кредиты и займы, привлечённые предприятием:

  • кредиты банков;
  • займы от других компаний;
  • задолженность по размещённым на открытом рынке облигациям.

Обязательства делятся на краткосрочные и долгосрочные.

 

Краткосрочными называют обязательства, которые компания должна погасить в течение года. Долгосрочными — те, что имеют срок оплаты больше 12 месяцев.

 

В расчёте чистого долга компании используют только процентные обязательства, то есть кредиты, займы, облигации.

Например, на последнюю отчётную дату Газпром имел задолженность по долгосрочным и краткосрочным кредитам и займам в сумме 4 883 702 млн рублей. Но при этом у компании на счетах имеются денежные средства в размере 2 013 923 млн рублей.

 

Гипотетически, в случае необходимости Газпром может погасить часть своих кредитов и займов, используя эти средства.

 

Разница между суммой процентной задолженности предприятия и денежными средствами на счетах и называют чистым долгом.

Чистый долг = Общий долгДенежные средства на счетах

Чистый долг Газпрома = 4 883 702 млн рублей - 2 013 923 млн рублей = 2 869 779 млн рублей

 

Зная капитализацию компании и её чистый долг, не составит большого труда рассчитать EV или справедливую стоимость предприятия. Это величина называется «справедливой стоимостью» не случайно. Ведь если кто-то захочет приобрести компанию и выкупить все её акции по рыночной стоимости, то это не всё, что ему придётся заплатить. Ведь он покупает предприятие всё целиком – в том числе и его долги, которые тоже рано или поздно придётся оплачивать.

 

EV Газпрома = Капитализация + Чистый долг = 7 012 729 млн рублей

 

Для того, чтобы рассчитать мультипликатор EV/Sales, нам потребуется выручка предприятия.

 

Выручка — это сумма, на которую бизнес продал товаров или оказал услуг. Например, для Газпрома – это продажа газа. Не стоит путать выручку с прибылью. Ведь выручка не учитывает расходы предприятия, связанные с производственной деятельностью.

 

Приведём простой пример. Вы купили холст, краски, кисти и потратили на всё это 500 рублей. Затем написали картину и заказали раму, заплатив ещё 300 рублей. Реклама вашей работы обошлась вам в 100 рублей, но принесла свои плоды. Вы продали свою работу за 1 500 рублей.

В этом примере ваша выручка – это 1 500 рублей. Всё остальное – это расходы, связанные с производством и реализацией. Если вы захотите посчитать прибыль, то это будет Выручка – Расходы.

 

Если вернуться к Газпрому, то его выручка за год составила 10 241 353 млн рублей.

 

Выручка – очень важный показатель. Хорошо, когда она стабильно растёт год от года. 

 

Так выглядит выручка Газпрома за последние 10 лет в разделе «Фундаментал → Отчетность» на profinansy.ru:

Темп роста выручки составлял в среднем 9,5% в год. Это очень хороший показатель.

 

Выручку можно посмотреть в Отчёте о прибылях и убытках компании.

 

Зная два показателя: EV и выручку компании, легко рассчитать мультипликатор EV/Sales.

 

EV/Sales Газпрома = 7 012 729 млн рублей/10 241 353 млн рублей = 0.68

Где посмотреть готовый расчёт EV/Sales на profinansy.ru?

Прежде чем выбрать акцию в портфель, инвесторы могут проанализировать десятки компаний. Если считать мультипликаторы у всех компаний вручную, можно потерять много времени.

 

 

Получить готовое значение EV/Sales можно на profinansy.ru. Рассмотрим на примере Газпрома. Найдём акцию в поиске:

Перейдём во вкладку «Фундаментал → Показатели»:

И увидим расчёт EV / Выручка для Газпрома и медиану по сектору:

Оценка B говорит о том, что значение у Газпрома лучше, чем у других компаний из сектора.

Как трактовать мультипликатор EV/Sales?

Этот мультипликатор показывает, сколько годовых выручек стоит компания. Он выражен в годах. Поэтому, чем меньше это значение, тем формально дешевле компания.

 

В мировой практике у этого показателя есть референтные значения. Нормой считается значение мультипликатора от 1 до 3. Но в реальной практике значения мультипликатора могут сильно отличаться в зависимости от отрасли и размера компании. Нельзя подходить к использованию этого показателя формально, просто опираясь на полученное значение.

 

Необходимо помнить, что показатель EV/Sales – это мультипликатор стоимости. То есть с помощью этого показателя аналитики пытаются оценить стоимость компании, сравнивая с другими аналогичными предприятиями отрасли и следя за динамикой показателя самого предприятия.

 

Процедура применения EV/Sales состоит из следующих шагов:

  • Вычисляем показатели EV/Sales для нескольких компаний, похожих на анализируемую.
  • Вычисляем среднее значение показателя. Это может быть или среднее значение, либо медиана для полученных значений.
  • Зная значение выручки для исследуемой компании, рассчитаем с помощью усреднённого EV/Sales ожидаемую рыночную стоимость предприятия.
  • Вычитаем из неё чистый долг компании и получаем её рыночную стоимость, вычисленную сравнительным подходом.

Приведём примерный расчёт для Газпрома. Значение показателя EV/Sales для компаний нефтегазового сектора России:

КомпанияEV / Sales
Газпром0,68
Газпромнефть0,83
Роснефть0,92
Татнефть0,56
Сургутнефтегаз0,58
Новатэк3,57
Среднее значение1,292
Медиана0,83

Используя значение медианы для мультипликатора EV/Sales, найдём справедливую стоимость акций компании Газпром.

 

EV/Sales Газпрома = (Капитализация + Чистый долг) / Выручку = 0.83

 

Капитализация = 0.83*Выручку – Чистый долг = 5 630 544 млн рублей.

 

Капитализация = Количество акций * Цена одной акции. Значит Цена одной акции = Капитализация / Количество акций.

 

Справедливая цена акции Газпрома = 237.84 рубля.

 

И ещё один способ использовать данный мультипликатор – это смотреть за ним в динамике. Значения EV/Sales для компании ниже исторического среднего говорят о недооцененности предприятия. И наоборот, показатели выше исторического среднего указывают на то, что компания стоит слишком дорого.

 

Рассмотрим, как вёл себя этот показатель для Газпрома.

 2013201420152016201720182019202020212022
EV/S

0,84

0,85

0,87

0,91

0,79

0,81

1,21

1,41

1,07

0,68

Среднее значение: 0,944.

EV / Sales Газпром

Преимущества и недостатки EV/Sales

  • Выручка компании менее всего подвержена искажениям, и её значением трудно манипулировать, в отличие от чистой прибыли.
  • Выручка не бывает отрицательной, поэтому даже на ранних стадиях развития бизнеса, когда многие компании убыточны, показатель EV/Sales можно использовать для оценки стоимости предприятия.
  • Показатель EV/Sales, в отличие от показателя Р/Е, учитывает долговую нагрузку компании. Сравнивать компании, имеющие разный уровень закредитованности, иногда просто бессмысленно.
  • Основной недостаток использования EV/Sales в том, что он привязывает стоимость компании к продажам, игнорируя её затраты. Это значит, что компании с принципиально разными моделями бизнеса и разной рентабельностью будут выглядеть с точки зрения этого показателя одинаково. Проблема может быть устранена за счёт подбора для сравнения компаний, рентабельность которых в долгосрочной перспективе будет похожа, если, конечно, такие варианты доступны.

Выводы:

  1. Благодаря мультипликатору EV/Sales, инвестор может оценить компанию с учётом кредитной нагрузки.
  2. Чем ниже EV/Sales, тем дешевле компания.
  3. EV/Sales помогает сравнить компании одного сектора между собой и выбрать более недооценённые предприятия.
  4. Зная EV/Sales, можно рассчитать справедливую стоимость акции компании.

Поделись своим мнением

avatar
 

Инвестология

Читайте также

 

Книги

Более 2000 материалов, которые помогут Вам в инвестировании

 

Блог PRO.FINANSY

Более 2000 материалов, которые помогут Вам в инвестировании

ООО "Профинансы ИТ решения"
Юридический адрес: 123112, Российская Федерация, г. Москва, Пресненская набережная, д.12, этаж 82, офис 405, помещение 4
ОГРН: 1227700402522
ИНН: 9703096398
КПП: 770301001
Расчётный счет 40702810710001115701
Корреспондентский счет 30101810145250000974
БИК банка 044525974
Банк АО "ТИНЬКОФФ БАНК"
Информация на данном сайте представлена исключительно для ознакомления и самостоятельного анализа инвестором. Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Не является рекламой ценных бумаг определенных компаний. Графики стоимости ценных бумаг отражают историческую динамику цены и не могут быть гарантией доходности в будущем. Прошлые результаты инвестиционной деятельности не гарантируют доходность в будущем. Числовые показатели взяты из официальных финансовых отчетов представленных компаний. ООО «ПРОФИНАНСЫ ИТ РЕШЕНИЯ» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае использования представленной на сайте информации в своей инвестиционной стратегии, покупки и продажи указанных на сайте ценных бумаг.