Уровень сложности:

Новичок

Что такое рентабельность по EBITDA или EBITDA Margin?

37
2 553 просмотра

Что такое рентабельность и коэффициенты рентабельности?

Рентабельность – это показатель эффективности работы компании. Любой бизнес создаётся для получения прибыли. Компании, которые ничего не зарабатывают или их расходы выше доходов, считаются неприбыльными и исчезают с рынка. С помощью рентабельности мы можем оценить прибыльность бизнеса, определив, сколько прибыли приносят вложения. 


Если компания имеет высокую выручку, то это не всегда означает, что её рентабельность также высокая. Чтобы оценить рентабельность компании, используют различные коэффициенты:

Составляющие EBITDA margin: выручка и EBITDA

Чтобы разобраться в коэффициенте рентабельность по EBITDA, необходимо рассмотреть его составляющие.

 

Выручка (Sales) - это все доходы компании от продажи товаров и услуг. Выручкой считается количество проданных товаров и услуг, умноженное на стоимость одной единицы товара или услуги.

 

EBITDA состоит из нескольких определений - Earnings Before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization — это прибыль компании до вычета  процентов по кредитам, налогов на прибыль и амортизации по нематериальным активам, соответственно. EBITDA не встречается в отчётах компаний. Этот показатель придумали инвесторы, чтобы сравнивать компании друг с другом. Так как в этом показателе не учитываются процентные ставки по кредитам, амортизация и налоги, то EBITDA подойдёт для сравнения компаний из разных стран, с разным налогообложением, но работающих в одной отрасли.

 

EBITDA фокусируется на самом важном, а именно на операционной прибыли и денежном потоке. Это позволяет сравнивать относительную прибыль двух или более компаний разного размера в одной отрасли. В противном случае, результаты могут быть искажены или замаскированы бухгалтерскими манёврами.

Формула EBITDA margin

Рентабельность EBITDA определяется показателем EBITDA margin или EBITDA/Sales. Формула рентабельности по по EBITDA выглядит следующим образом:

Деление EBITDA на выручку показывает долю от выручки, которая остаётся у компании до затрат на проценты по кредитам, выплату налога на прибыль и амортизацию.

 

Разберём на примере расчёт рентабельности EBITDA:

  • У компании А годовая выручка в размере 125 000$, EBITDA в размере 15 000$. EBITDA margin = 15 000 / 125 000 x 100% = 12%.
  • У компании B годовая выручка в размере 1 250 000$, EBITDA в размере 62 500$. 

EBITDA margin = 62 500 / 1 250 000 x 100% = 5%.

 

Отсюда можно сделать вывод, что небольшая компания А работает эффективнее и увеличивает свою прибыль лучше, а более крупная компания B сосредоточилась на увеличении объёмов для увеличения прибыли. Таким образом, инвесторы используют рентабельность по EBITDA при оценке доли прибыли в выручке компании. Если у компании рентабельность по EBITDA растёт, то она эффективно управляет своим бизнесом.

 

Исключение долга из расчётов EBITDA имеет свои недостатки при оценке эффективности компании. Некоторые компании фокусируют внимание инвестора на EBITDA margin, чтобы отвлечь от своих долгов и улучшить восприятие финансовых результатов. Компании с высоким уровнем долга не должны оцениваться только с использованием EBITDA margin. Крупные процентные платежи должны быть включены в финансовый анализ таких компаний.

 

Кроме того, рентабельность по EBITDA margin обычно выше, чем рентабельность чистой прибыли. Компании с низкой чистой рентабельностью будут фокусировать внимание инвестора на рентабельность по EBITDA, как критерий своего успеха. Другими словами, фирма может исказить результаты в свою пользу.

Как анализировать компании по EBITDA Margin?

Проанализировать компании по EBITDA margin можно на profinansy.ru. Для примера выберем 3 компании одного сектора. Пусть это будет сектор «Энергетика». Найдём крупные компании данного сектора, воспользовавшись поиском на сайте profinansy.ru Это Exxon Mobil, Chevron Corporation, Shell. Для достоверности анализа важно, чтобы компании были из одного сектора и одной отрасли.

У любой из компаний нажимаем на кнопку «Сравнить».

Добавляем все 3 компании с помощью кнопки «+» и ищем нужный нам параметр EBITDA margin.

Делаем вывод, что компания Chevron Corporation выглядит привлекательнее остальных компаний по этому параметру.

 

О чём говорит низкий или высокий показатель рентабельности EBITDA?

Ключевого референсного значения у EBITDA margin, как и у других показателей рентабельности, нет. Инвесторы отдают предпочтение компаниям по принципу «чем больше значение EBITDA margin», тем лучше.

 

Расчет рентабельности по EBITDA полезен, чтобы оценить эффективность усилий компании по сокращению затрат. Если компания имеет более высокий показатель EBITDA margin, это означает, что её операционные расходы ниже по отношению к общей выручке, если более низкий, то операционные расходы к общей выручке выше.

Где можно посмотреть EBITDA Margin на profinansy.ru?

Чтобы посмотреть показатель EBITDA margin на profinansy.ru, необходимо открыть любую акцию. В нашем примере открываем акцию компании Tesla и выбираем вкладку «Фундаментал → Сравнение с сектором».

Листаем вниз до блока "Оценка рентабельности" и находим параметр EBITDA margin.

У каждого параметра присвоена оценка A - B - C - D - E, где:

  • A – сильно лучше сектора;
  • B – лучше сектора;
  • C – среднее значение по сектору;
  • D – слабее сектора;
  • E – сильно слабее сектора.

Видим, что рентабельность по EBITDA у Tesla оценивается литерой A. Это говорит о том, что +17,86% у Tesla сильно лучше, чем среднее значение +7,82% у других компаний сектора товаров 2-й необходимости.

 

Как рассчитать показатель EBITDA Margin самостоятельно, используя данные на profinansy.ru?

На profinansy.ru вы можете найти не только коэффициент EBITDA Margin, но и его составляющие: выручку и EBITDA. Попробуем рассчитать EBITDA Margin у Apple. Для этого в разделе «Фундаментал» перейдите во вкладку «Показатели → Показатели рентабельности» и разверните коэффициент EBITDA Margin:

EBITDA Margin = EBITDA/Выручка = 130 541 / 394 328 х 100% = 33,1%.

Плюсы и минусы показателя EBITDA Margin

Плюсы:

  • Позволяет сравнивать компании из разных стран без учёта расходов, на которые влияют процентные ставки по кредитам, системы налогообложения и виды амортизации.
  • Показатель простой и понятный для начинающих инвесторов, если разобраться в составляющих коэффициента.

Минусы:

  • В разных компаниях по-разному рассчитывают EBITDA.
  • EBITDA margin не включает в свою структуру капитал, как это у других показателей рентабельности.
  • Нет признанной нормы EBITDA margin, нужно сравнивать компании только между собой и средним показателем в рамках одной отрасли.
  • Сложность в расчётах.

Выводы:

  1. Рентабельность по EBITDA позволяет оценить эффективность управления бизнесом.
  2. Чем выше EBITDA Margin у компании, по сравнению с прошлыми отчётными периодами и по сравнению с конкурентами в секторе, тем лучше.
  3. profinansy.ru облегчает расчёты инвесторов и показывает готовое значение EBITDA Margin у компаний.

Поделись своим мнением

 

Инвестология

Читайте также

 

Книги

Более 2000 материалов, которые помогут Вам в инвестировании

 

Блог PRO.FINANSY

Более 2000 материалов, которые помогут Вам в инвестировании

ООО "Профинансы ИТ решения"
Юридический адрес: 123112, Российская Федерация, г. Москва, Пресненская набережная, д.12, этаж 82, офис 405, помещение 4
ОГРН: 1227700402522
ИНН: 9703096398
КПП: 770301001
Расчётный счет 40702810710001115701
Корреспондентский счет 30101810145250000974
БИК банка 044525974
Банк АО "ТИНЬКОФФ БАНК"
Информация на данном сайте представлена исключительно для ознакомления и самостоятельного анализа инвестором. Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Не является рекламой ценных бумаг определенных компаний. Графики стоимости ценных бумаг отражают историческую динамику цены и не могут быть гарантией доходности в будущем. Прошлые результаты инвестиционной деятельности не гарантируют доходность в будущем. Числовые показатели взяты из официальных финансовых отчетов представленных компаний. ООО «ПРОФИНАНСЫ ИТ РЕШЕНИЯ» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае использования представленной на сайте информации в своей инвестиционной стратегии, покупки и продажи указанных на сайте ценных бумаг.