Уровень сложности:

Новичок

Что показывает чистая рентабельность или Net Margin?

40
2 678 просмотров

Что такое рентабельность?

Одним из важнейших экономических показателей компании является её рентабельность. Рентабельность помогает оценить насколько эффективно компания использует свои материальные, трудовые, денежные и другие ресурсы.

 

На основании этого показателя можно определить финансовое состояние компании и сделать выводы о её перспективах на рынке.

 

Рентабельная компания - это та, которая генерирует прибыль. Если производство не приносит предприятию прибыль, значит оно нерентабельное.

 

Уровень рентабельности определяется с помощью относительных показателей – коэффициентов.

Наиболее часто используемыми коэффициентами рентабельности являются:

 

Валовая рентабельность (Gross Margin) показывает отношение прибыли компании, после вычета себестоимости проданных товаров, к выручке.

 

Рентабельность по EBIT (EBIT Margin) отражает размер прибыли компании, получаемый от своей операционной деятельности.

 

Рентабельность EBITDA (EBITDA Margin), с помощью этого коэффициента инвестор может оценить прибыль компании без учёта налогов, амортизации, процентных платежей.

 

Рентабельность свободного денежного потока (FCF Margin) позволяет оценить, насколько эффективно компания генерирует денежные средства.

 

Рентабельность активов (ROA) показывает, насколько эффективно компания использует свои активы.

 

Рентабельность собственного капитала (ROE) показывает, какую прибыль компания получает от своего собственного капитала.

 

Чистая рентабельность (Net Profit Margin) показывает, какую чистую прибыль компания получает после вычета всех расходов, включая налоги и проценты по заёмным средствам, в процентном соотношении от выручки.

 

В этой статье мы подробно рассмотрим показатель чистой рентабельности или Net Margin.

Как определяется чистая рентабельность?

В расчёте Net Margin задействованы две статьи доходов компании: чистая прибыль и выручка.

 

Чистая прибыль определяется как разница между выручкой и всеми обязательными расходами, включая налоги. 

К обязательным расходам относятся:

  • Переменные – те расходы, которые зависят от объёмов производственной деятельности предприятия. Сюда входит стоимость сырья, комплектующих, материалов, зарплата сотрудников, оплата услуг подрядчиков и пр.
  • Постоянные – расходы на обеспечение работы компании в целом: оплата коммунальных услуг, аренда, зарплата управляющего и незадействованного в производстве персонала, амортизация.
  • Внереализационные – расходы, направленные не напрямую на производство и реализацию продукции, а на ведение бизнеса: оплата штрафов, кредитных обязательств, судебных издержек.
  • Налог на прибыль – это разница между доходами и расходами, умноженная на установленную налоговую ставку.

После вычета всех этих расходов, мы получаем чистую прибыль и можем делать вывод о том, насколько компания прибыльная. Однако, сама по себе прибыльность компании не является исчерпывающим показателем. Гораздо важнее оценить её рентабельность.

Чистая рентабельность: формула 

Чистая рентабельность определяется как отношение чистой прибыли к выручке.

 

 

Что показывает рентабельность чистой прибыли? Простыми словами, чистая рентабельность показывает, сколько чистой прибыли компания генерирует на одну единицу выручки.

 

Где можно посмотреть Net Margin на profinansy.ru?

Давайте рассчитаем чистую рентабельность компании NVIDIA. Для этого перейдём на profinansy.ru и найдём компанию по названию или ISIN. Выбираем раздел «Фундаментал → Отчётность».

На первом графике видим нужные нам показатели "Выручка" и "Чистая прибыль". По нему можно наглядно увидеть их динамику за выбранный период. У NVIDIA за последние 2 года выручка не изменилась, а вот чистая прибыль уменьшилась в 2023 году более чем в 2 раза. 

Чтобы рассчитать актуальный Net Margin компании NVIDIA, разделим чистую прибыль на выручку:

4368 / 26974 × 100% = 16,19%.

 

Для вашего удобства, мы уже рассчитали чистую рентабельность компании NVIDIA. Вы можете сэкономить время и сразу перейти в раздел «Показатели». Прокрутив страницу вниз до конца, вы можете увидеть все показатели рентабельности компании, в том числе, чистую рентабельность. Просмотреть можно также в динамике за выбранный период.

Как анализировать компании по Net Margin?

Итак, мы рассчитали показатель чистой рентабельности компании NVIDIA. Он равен 16,19%.

 

Хороший ли это показатель? В основном Net Margin используют для сравнения компаний внутри сектора.

 

В рамках оценки конкретной компании, важно понимать главное: если чистая рентабельность имеет положительное значение, значит компания имеет прибыль.

 

Если же значение отрицательное – компания несёт убытки. При этом она может генерировать миллиардную выручку, но если суммарные расходы её превышают, значит компания работает в минус.

 

Делать выводы о компании только по этому критерию не стоит - важно понимать причины, по которым расходы превысили доходы в указанный период. Возможно, у компании были разовые затраты или форс-мажорные обстоятельства. Смотрим показатель в динамике. На примере компании Chevron Corporation можно увидеть, что в 2020 году чистая рентабельность была отрицательной, однако уже к концу 2022 году выросла до значения среднего по сектору.

Как узнать среднее значение Net Margin по сектору на profinansy.ru?

Зайдём в раздел «Сравнение с сектором» и проанализируем компанию Chevron Corporation.

Пролистываем страницу вниз до конца и видим, что средний показатель чистой рентабельности в секторе «Энергетика» – 11,86%. У Chevron Corporation он равен 14,05%.

Оценка «С» означает, что чистая рентабельность Chevron Corporation выглядит средней относительно чистой рентабельности других компаний в секторе. Посмотреть расшифровку оценок можно на этой же вкладке справа.

 

Вернёмся к компании NVIDIA и проверим, насколько у неё хороший показатель. Средняя чистая рентабельность по сектору «Информационные технологии» намного ниже, чем в секторе «Энергетика». А значит показатель компании NVIDIA не просто хороший, а намного лучше сектора в целом.

Для наглядности проанализируем компанию из отрасли «Финансы» – JPMorgan Chase & Co.

Как мы видим, средний показатель по данному сектору  25%, что намного выше, чем средний показатель по сектору «Информационные технологии».

 

И если NVIDIA в своём секторе показывает результат 16,2%, что намного лучше среднего, то JPMorgan Chase & Co, показывая 29% чистой рентабельности, является средним по сектору.

 

А значит, сравнение компаний из разных секторов по данному критерию не позволит нам сделать объективные выводы.

 

Выводы:

  1. Net Margin или Чистая рентабельность – это коэффициент, который показывает, какая часть выручки компании является чистой прибылью.
  2. Чем выше рентабельность по чистой прибыли, тем выше эффективность и прибыльность компании. Если Net Margin отрицательный, значит компания несёт убытки.
  3. Net Margin используется для сравнения компаний из одного сектора. Сравнение компаний разных секторов по данному показателю не информативно.

Поделись своим мнением

 

Инвестология

Читайте также

 

Книги

Более 2000 материалов, которые помогут Вам в инвестировании

 

Блог PRO.FINANSY

Более 2000 материалов, которые помогут Вам в инвестировании

ООО "Профинансы ИТ решения"
Юридический адрес: 123112, Российская Федерация, г. Москва, Пресненская набережная, д.12, этаж 82, офис 405, помещение 4
ОГРН: 1227700402522
ИНН: 9703096398
КПП: 770301001
Расчётный счет 40702810710001115701
Корреспондентский счет 30101810145250000974
БИК банка 044525974
Банк АО "ТИНЬКОФФ БАНК"
Информация на данном сайте представлена исключительно для ознакомления и самостоятельного анализа инвестором. Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Не является рекламой ценных бумаг определенных компаний. Графики стоимости ценных бумаг отражают историческую динамику цены и не могут быть гарантией доходности в будущем. Прошлые результаты инвестиционной деятельности не гарантируют доходность в будущем. Числовые показатели взяты из официальных финансовых отчетов представленных компаний. ООО «ПРОФИНАНСЫ ИТ РЕШЕНИЯ» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае использования представленной на сайте информации в своей инвестиционной стратегии, покупки и продажи указанных на сайте ценных бумаг.